• На Главную
  • Карта сайта
  • Карта сайта
Приветствуем вас на нашем портале Prolit Septo, здесь Вы прочтете актуальные и интересные новости: авто, науки, техногии, спорта, экономики и прочего.



«Покажите мне то, что я хочу»

Культура
Режиссер Андрей Звягинцев верит, что сильные авторы в российском кино есть
«Покажите мне то, что я хочу»

Андрей Звягинцев

Последнее время Андрей Звягинцев не дает интервью. Но для «Ленты.ру» он сделал исключение. Председатель жюри «Кинотавра» рассказал, что ждет его фильм «Левиафан», о сакральном феномене русского мата и о демократических преобразованиях российского общества.


«Лента.ру»: В этом году вы были председателем жюри «Кинотавра». Можно ли по фильмам, представленным на «Кинотавре», судить о состоянии российской киноиндустрии?


Андрей Звягинцев: Думаю, да. Репутация любого фестиваля важна для его устроителей, и потому в конкурс, да и в другие программы, отбираются действительно лучшие фильмы, снятые за текущий год. Ситора Алиева, программный директор фестиваля, занимается этим давно, и, уверен, она лучше знает о состоянии российской киноиндустрии, чем я, например. Из 73 картин, которые ей довелось посмотреть в этом году, она выбрала для конкурсной программы 14. Если судить по этому срезу, по этому тестовому замеру, складывается ощущение, что все очень неплохо. Я бы ограничился следующим высказыванием: не могу судить о том, что там у нас с индустрией, но могу точно утверждать, что сильные авторы в российском кино есть.


В этом году было много дебютов. И многие, я слышала за кулисами, расстраивались, что призов дебютантам дали мало…


Справедливости ради давайте скажем, «Кинотавр» — это не конкурс дебютного кино. Более того, коллегия нашего жюри не исходила из принципа «всем сестрам по серьгам» и, признаюсь, я даже не думал о том, какой именно мы рассматриваем фильм, дебютный он или нет. Мы оценивали картины, поставив их все на одну доску, так мне кажется. Всегда будут те, кто расстроится. Это неизбежно: призов только шесть, а фильмов – 14. Что тут поделаешь! Разумеется, грустно не увидеть свой фильм в числе победителей, но такое случается. И вот что я бы сказал тем дебютантам, которые были расстроены результатом: так сложился узор этого фестиваля, такие фильмы оказались волею судеб в одном ряду с вашими, такой состав жюри сложился именно в этом году. Тут можно говорить только о судьбе. В который уже раз я хочу подчеркнуть один важный момент: уверен, что если бы был другой состав жюри, скажем, три-четыре человека из нашего состава были бы другими, то и призовая картина была бы другой. Не сними в этом году Юрий Быков или Саша Котт своих фильмов, сложился бы другой узор. Да, в который раз я убеждаюсь: все это — лотерея. Я ничуть не хочу оправдаться перед дебютантами или другими обидевшимися, я хочу только сказать, все случившееся — это судьба. Не останавливайтесь, вы ведь делаете ваш фильм не для побед на фестивалях. Уже одно то, что ваш фильм попал в конкурс «Кинотавра», — победа. И это не красивые слова, это действительно так. Из увиденных отборщиками 73 картин именно ваша оказалась в конкурсе. Уж и не стану приводить известные всем слова про «поражения и победы, которых сам ты не должен различать». Участие в конкурсе — это уже высокое признание твоего таланта, двигайся дальше и побеждай только себя.


Материалы по теме
21:18 24 мая 2014

«Покажите мне то, что я хочу»


Скелет Левиафана под пальмовой ветвью
Фильм Андрея Звягинцева о том, как грустна наша Россия

На «Кинотавре» было очень много фильмов с ненормативной лексикой. Как вы оцениваете новый закон и его влияние на российское кино?


Ханжеский и варварский закон, близорукий и не взвешенный. Я думаю, он просуществует недолго, сама жизнь приведет к его ревизии или даже полной отмене. Тем более что вообще непонятно, зачем придумывать дополнительные меры, когда есть «18+» или «осторожно, ненорматив!», налепили на афишу — и пожалуйста… Зритель сам выберет, что ему смотреть. Он вправе сказать: «Я купил билет в кино, пожалуйста, покажите мне то, что я хочу. Ненорматив? Хорошо, я как раз за ним и пришел!» Билет в кино — это наш общественный договор, условие, на которое обе стороны идут ответственно: автор снял это, а зритель хочет это увидеть. И что же это, министр решает за взрослых людей, смотреть им фильм или не смотреть? Господа, делайте жизнь людей в стране лучше, и тогда, глядишь, люди станут выражаться иначе. Следите за тем, чтобы билет не продавался в кассе малолеткам. Любой талантливый фильм — это лишь отражение происходящего с нами. А то вон на улице мы это делаем, а тут нельзя? Или, как говорится в известном стишке: «Жопа есть, а слова нет»? Это очень странное решение — ввести такой категоричный закон в действие, не обсудив его со специалистами языка, лингвистами, с самим обществом, наконец. Во всем мире кино снимается с ненормативной лексикой уже давно, есть просто круг ограничений, заявленных на постере — вот тебе и решение проблемы. Мне кажется, есть только две страны, где это категорически запрещено, мы теперь стали третьими. Поздравляю нас, это большое достижение демократических преобразований общества.


«Покажите мне то, что я хочу»

Кадр из фильма «Левиафан»
1/2

Русский мат — уникальный лингвистический и даже сакральный феномен, корни которого лежат глубоко в русской культурной традиции. Мера пресечения его использования является несусветной глупостью. Можно было бы, напротив, предложить его охранять как культурное наследие, но низовая культура крепка и всех переживет, даже охранителей с хулителями вместе. Если бы власть подошла к этому вопросу умно, то обратилась бы сначала к специалистам, заказала бы лингвистическую экспертизу. Любой неангажированный властью специалист языка, уверен, сидит сейчас в своем рабочем кабинете и смеется над этими мерами. Если у вас что-то болит, вы идете к врачу. Или к сантехнику, если трубу прорвало. Ведь так? Почему же любой депутат со значком на лацкане его платья считает, что он может судить о такой тонкой материи, как русский язык. Такой депутат подобен слону в посудной лавке, поскольку не понимает, что язык — это живой организм, независимо от нашей воли развивающийся и, главное, выживающий в любых условиях. Карлик решил схватить за хвост великана, вот что такое новый закон о ненормативе. Глупость карликовая. Сейчас этому заносчивому глупцу язык отомстит такими новыми формами, что мало не покажется. А все потому, что язык живет сам, не повинуясь никому, а только уму и душе носителя его — народу. 


Насколько этот закон повлияет на ваш фильм «Левиафан»? Будет ли он перемонтирован? И когда планируется премьера?


В сентябре. Во второй половине сентября. Он не будет перемонтирован. Картина в монтаже не изменится. Возможно, нам придется «замолчать» реплики с ненормативом. То есть как-нибудь их изъять из звучания. Сейчас юристы компании «Нон-Стоп Продакшн» изучают новый закон, пытаясь найти возможности для того, чтобы фильм шел на экранах страны в авторской версии. Законы соблюдать следует, иначе что же будет, если всем сторонам общественного договора будет на него плевать. Достаточно того, что плюют на него власть имущие.


«Покажите мне то, что я хочу»

Кадр из фильма «Левиафан»

Антон Долин, после того как посмотрел «Левиафан» в Каннах, назвал этот фильм панк-молебном Звягинцева по аналогии с панк-молебном Pussy Riot. Как вы относитесь к таким сравнениям?


Материалы по теме
19:25 2 июля 2014

«Покажите мне то, что я хочу»


«Финансирование "Родных" нецелесообразно»
Эксклюзивный комментарий руководства Департамента кинематографии по фильму Виталия Манского

Мне кажется, это чрезмерное выражение. Есть отдельные события, вот и все. Зачем соотносить одно явление с другим? Я этой тяги многих не понимаю. Каталогизация какая-то, желание уложить разные явления в один ряд. Зачем? Но я могу сказать как я отношусь к тому событию, которое мы именуем панк-молебном Pussy Riot. Я не нахожу в этом событии никакого искусства и, возможно, потому, что плохо разбираюсь в современном искусстве. Да. Ничего не могу с собой поделать — но я не вижу тут ни красоты, ни формы, а только и единственно содержание. И вот тут для меня наступает мой личный когнитивный диссонанс. Потому что для меня их жест — настоящий поступок. Причем поступок значительно более важный, чем если бы это претендовало только на акт современного искусства или на хулиганскую выходку.


В фильме есть прямое упоминание Pussy Riot...


Мы писали сцен­­арий в те самые дни, когда их… трамбовали. Вот и все. Только поэтому в фильме есть косвенное упоминание этих событий: да, оно звучит в проповеди нашего архиерея и, кстати сказать, это не сочиненный нами текст, это вербатим, то есть вся речь архиерея — это дословная цитата, компиляция из речей трех разных священников.



Беседовала Кристина Мархоцкая


28-03-2017, 13:45