• На Главную
  • Карта сайта
  • Карта сайта
Приветствуем вас на нашем портале Prolit Septo, здесь Вы прочтете актуальные и интересные новости: авто, науки, техногии, спорта, экономики и прочего.

Еще

sofrino.ru



«Я видел только вершину айсберга современного искусства»

Культура
Для художника возраст значения не имеет, считает куратор молодежной биеннале Дэвид Эллиот
«Я видел только вершину айсберга современного искусства»

Павел Отдельнов, «Портрет неизвестного 2», 2011

В четвертый раз в Москве пройдет молодежная биеннале современного искусства. Международная выставка откроется сразу на нескольких столичных музейных площадках. Основной проект расположится в Музее Москвы, стратегические — в Государственном центре современного искусства и в Московском музее современного искусства. Тема биеннале, «Время мечтать», отсылает к знаменитой речи Мартина Лютера Кинга — таков выбор куратора Дэвид Эллиотта. «Ленте.ру» Эллиотт рассказал, стоит ли делить искусство по возрастному, половому или территориальному признаку.


«Лента.ру» Что это такое, «молодое искусство»?


Дэвид Эллиотт: В нашем случае все просто — это художник моложе 35 лет. Когда мне предложили этот проект, я подумал, что это хороший шанс увидеть работы художников этой возрастной группы. С кураторской точки зрения — очень здорово.


Сейчас развивается какой-то культ молодых художников, взять хотя бы Young British Artists («Молодые британские художники»). А я думаю, быть молодым — не всегда положительная характеристика, впрочем, как и быть старым. Возраст вообще никакого значения не имеет. Это просто описание. Если мы хотим как-то поставить рамки, обозначить границы выставки, то пусть будет «до 35 лет», ничего особенного в этом не вижу.


Вообще, это хорошо — делить искусство по возрасту или другим характеристикам самих авторов?


Да, делить искусство по возрастному или половому признаку, или по территориальному — это странно, согласен. Российское, британское, украинское искусство… Это описательные слова, которые иногда несут смысл, а иногда нет. Мне кажется, у вас национальная история берет начало от советских фестивалей, где каждый представлял свою республику. В каком-то смысле это очень мило.


Как вы выбрали тему «Время мечтать»?


Многие обсуждают тему биеннале и это слово «мечтать». Как будто речь идет о воображаемых молодых художниках. На самом деле я задумался, какая тема будет интересна молодым художникам. И понял, что мечты — то, что надо. Мечты — это мир, где ты никогда не чувствуешь себя виноватым и где нет никакой ответственности.


Но у молодого русского искусства не очень простая жизнь.


У всех есть проблемы. Искусство делать непросто.


Но главная проблема — с образованием.


Все здесь поднимают вопрос образования. Но ведь нельзя научить человека быть хорошим художником. Можно только оттачивать мастерство, работать, смотреть по сторонам, разговаривать с другими людьми, прислушиваться к критике — вот что учит художника. Только трудом вы сможете развить ваше искусство.


К тому же, мне кажется, школы здесь не такие уж и плохие: школа Родченко выглядит живо, выпускники МГАХИ им. Сурикова не кажутся выпускниками скучной художественной школы.


Образование в сфере искусства — это везде проблема. Сам город — тоже важная часть этого образования. Почему все стремятся учиться в Лондоне? Необязательно ведь из-за фантастического образования, кажется мне, а из-за того, чтобы жить в Лондоне.


«Я видел только вершину айсберга современного искусства»

Дэвид Эллиотт

Вы делали первую киевскую биеннале в 2012 году и хорошо изучили украинскую арт-сцену. Теперь вы познакомились с российской. Вы видите разницу между ними?


Могу сказать, что украинцы видят огромную разницу. Но это новая страна, это их самоидентификация, и они имеют на это право. Хоть это не меняет истории: Малевич, Булгаков, Гоголь — украинцы. У вас с Украиной гораздо больше общего, чем различий, что тут скрывать.


Вы объездили половину России, отбирая работы для биеннале.


Я был в пяти или шести городах, ходил по студиям художников, смотрел на производство работ. Был очень насыщенный период. Встречались художники, которые нравились сразу, а насчет других я не был так уверен. В любом случае, для нас всех это был взаимовыгодный обмен впечатлениями. Особенно было интересно увидеть искусство за пределами Москвы и Петербурга. Я был в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Краснодаре, до Воронежа не доехал, но получил весь материал оттуда.


Но в биеннале участвуют художники не только из России, как вы понимаете, но и из многих других стран мира. Например, я был в Китае и видел там много новых работ, которые в итоге будут участвовать в выставке. Также я спрашивал своих друзей и коллег, есть ли у них интересные рекомендации. И взял некоторых из их протеже.


Велика ли разница между русскими и зарубежными молодыми художниками?


Не сказал бы. Может быть, немного. Особенно за пределами двух культурных столиц. Много живописи, иногда старомодной. Хотя я уверен, что видел только вершину айсберга современного искусства в России. Там еще много всего интересного.


Назовите, пожалуйста, главную тенденцию русского молодого искусства.


Стало гораздо больше художниц. Они очень активные, но пока все еще в меньшинстве. Как и во многих сферах, искусство — это «мужской клуб». Так было в 80-е и 90-е. Сейчас стали появляться женщины-художники. Это здорово. Непредсказуемо. Заняло три поколения, но это все же случилось.



Беседовала Анастасия Барышева


27-05-2012, 01:30