• На Главную
  • Карта сайта
  • Карта сайта
Приветствуем вас на нашем портале Prolit Septo, здесь Вы прочтете актуальные и интересные новости: авто, науки, техногии, спорта, экономики и прочего.



Опальное небо

ЭКОНОМИКА
Россия и Украина оспаривают право друг друга контролировать небо над Крымом
Опальное небо

В середине апреля украинский оператор аэронавигационного обслуживания «Украэрорух» заявил о собственном исключительном праве вести пролетающие над Крымом самолеты. Свою правоту оператор подкреплял позицией ИКАО, озвученной в ходе первого раунда переговоров между представителями Украины и России. Организация подтверждала исключительное право Украины обслуживать самолеты в международном воздушном пространстве над Черным морем и Крымом. Россия, по мнению ИКАО, не имеет никакого законного основания «захватывать это воздушное пространство и вмешиваться в работу органов обслуживания воздушного движения Украины».


В «Украэрорухе» стремление России контролировать движение самолетов в районе Крыма назвали «попытками аннексировать украинское небо», «противоправными», «пиратскими» и «террористическими». Оператор заявил, что Россия игнорирует принципы определения границ районов полетной информации (РПИ), перечисленные в Чикагской конвенции. Такое поведение «Украэрорухе» назвали недопустимым с точки зрения международного права.


Переговоры еще далеко не закончены, чтобы можно было делать выводы относительно того, к каким последствиями нужно готовиться российским перевозчикам, если ИКАО и дальше будет проявлять несгибаемость в этом вопросе. Сама организация официальной позиции на этот счет еще не озвучивала, при этом, по словам представителей Госкорпорации по организации воздушного движения в России (Госкорпорация по ОрВД), международные авиационные власти предложили России и Украине решить этот вопрос в двустороннем порядке.


Гендиректор госкорпорации Игорь Моисеенко отмечал, что украинская сторона не может в полной мере обеспечивать безопасность полетов в небе над Крымом из-за физической удаленности диспетчерского центра. Однако в «Украэрорухе» были уверены, что угрозу для безопасности полетов представляют как раз действия России. Украинский оператор заявил, что Россия захватила радиочастотный спектр другого государства и использует его не по назначению. В «Украэрорухе» жаловались на то, что в радиоэфир на рабочих частотах Одесского и Днепропетровского центров организации воздушного движения выходили посторонние лица.


Опальное небо

Аэропорт в Симферополе

Спор между Украиной и Россией по поводу того, кому следует контролировать воздушное пространство над Крымом, в Европе сочли небезопасным для полетов. В начале апреля Европейская организация безопасности аэронавигации (Евроконтроль) временно заблокировала полеты европейских перевозчиков в аэропорты Симферополя и Севастополя, а также запретила транзитные рейсы через воздушную зону Крыма.


Европейская аэронавигационная служба объяснила свое решение тем, что воздушное пространство полуострова больше не контролируется украинскими авиадиспетчерами. Евроконтроль подтвердил свою приверженность Конвенции ИКАО о международной гражданской авиации и отказался признавать любые односторонние декларации аэронавигационного обслуживания над какой-либо частью украинского воздушного пространства, исходящие не от украинской власти.
При выборе маршрутов Евроконтроль рекомендовал судам согласовывать их с диспетчерскими центрами Украины, Румынии, Болгарии и Турции, чтобы не столкнуться с последствиями сбоев в движении самолетов.


До того как ситуация с полетами усложнилась, в аэропорту Симферополя приземлялись самолеты авиакомпаний не только Украины, но также России, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана и Турции: Turkish Airlines, AtlasJet, МАУ, WizzAir, Utair, Utair-Ukrain, AirOnix, «Хорс», «Белавиа», «Аэрофлот», S7 Airlines, «Россия», «Трансаэро», и другие компании. В 2013 году пассажиропоток аэропорта составил 1,2 миллиона человек, было выполнено около 7,5 тысячи рейсов, свыше 70 процентов которых пришлось на международные направления. Однако уже в марте власти Украины в одностороннем порядке ввели ограничения на свободное использование воздушного пространства. Сейчас расписание на сайте симферопольского аэропорта включает рейсы в ряд российских городов, а также в Баку, Киев, Самраканд, Стамбул, при этом на онлайн-табло можно найти лишь московские и санкт-петербургские направления.


Если ИКАО откажется изменить статус аэропортов Крыма, вполне возможно, что ему придется разделить судьбу Северного Кипра, который, уже много лет оставаясь непризнанным никем, кроме Турции и Абхазии, осуществляет прямые рейсы лишь в одном направлении. Более свежий пример — аэропорт города Сухум в самой Абхазии. ИКАО не признает его в качестве международного, так как не признает и независимость Абхазии. По мнению организации, небо над этой территорией не может быть открыто без разрешения властей Грузии, поскольку это нарушает международные нормы.


Опальное небо

Вид на побережье Крыма из иллюминатора самолета

Пока в крымском регионе сложилась непростая ситуация с авиасообщением, и запрет украинской стороны на осуществление полетов над Крымом российские авиакомпании игнорируют. Даже если с точки зрения России самолеты из Москвы выполняют, по сути, внутригосударственные рейсы, Украина рассматривает их как вторжение в свое воздушное пространство. Если стороны не сумеют договориться, а в ИКАО и дальше будут придерживаться жесткой позиции, российским перевозчикам стоит ожидать санкций, которые окажутся чувствительными для большинства компаний.


К примеру, лизингодатели могут потребовать назад свои самолеты тех российских компаний, которые осуществляют полеты в Крым или над его воздушным пространством. В свою очередь, страховщики таких перевозчиков могут поднять цены на свои услуги из-за роста рисков или вовсе отозвать страховки. Год назад более половины самолетов использовалось российскими компаниями на условиях лизинга, и вряд ли эта ситуация кардинально изменилась сейчас. Однако если раньше российские перевозчики брали самолеты в лизинг преимущественно у зарубежных компаний, то в 2012 году они начали подписывать контракты и с российскими лизингодателями.


Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что в настоящее время на сайте ИКАО информация о претензиях к России отсутствует. При этом вероятность санкций в виде разрыва действующих контрактов, по его мнению, сейчас очень низка. В то же время он не исключает возможного замедления деловой активности и замораживания переговоров по будущим сделкам.


Снизить чувствительность к санкциям могло бы создание отдельного перевозчика для Крыма, не связанного ни с зарубежными полетами, ни с иностранными самолетами и страховщиками. Кандидат на роль такой компании появился практически сразу. В апреле стало известно, что в качестве базового перевозчика главного аэропорта Крыма Ростуризм и Росавиация рассматривают Red Wings. Не исключалось также, что на основе Red Wings будет создана новая авиакомпания с государственным участием. Все самолеты и технические службы будут размещены на полуострове. Выбор Red Wings был связан с тем, что компания полностью оснащена российскими самолетами, и в случае введения санкций со стороны западных стран у нее не возникнет проблем со снабжением запчастями. Однако министр транспорта России Максим Соколов заявлял, что авиакомпании Red Wings при переориентации на полеты в Крым может потребоваться около 3 миллиардов рублей государственных субсидий. По его словам, окончательное решение по поводу перевозчика пока не принято именно из-за серьезных дотаций, которые потребуются для обеспечения безубыточности его работы. При этом, по словам главы Минтранса, Red Wings уже заявила о готовности перенаправить весь свой воздушный флот — восемь самолетов Ту-204 (и еще четыре таких же самолета в резерве) на полеты между городами России и Крымом.


Пока на земле идет борьба, в небе над Крымом пролетает ежедневно до 150 самолетов, и диспетчерские службы материка и полуострова вполне способны вести диалог и не допускать хаоса. Самолеты, летящие ближе к материку, ведут украинские диспетчеры. Те, что проходят над морем, достаются симферопольскому центру, который вошел в состав Госкорпорации.


Предсказать, что ждет гражданскую авиацию в Крыму в обозримом будущем, пока сложно — многое будет зависеть от ИКАО и желания Украины и России выйти из ситуации с наименьшими потерями. Не исключено, что через некоторое время экономические аргументы в решениях возьмут верх над политическими. Облет воздушного пространства Крыма не только создает неудобства всему авиасообщению в этом регионе, но и делает сами перелеты более длительными и дорогими. Однако если сбудется прогноз министра транспорта, и аэропорт Симферополя станет одним из крупнейших в России с пропускной способностью более 5 миллионов человек в год, а сам Крым обзаведется развитой инфраструктурой и туристическим лоском, спорный участок неба пустовать будет недолго.



Татьяна Романова


10-02-2017, 19:32