• На Главную
  • Карта сайта
  • Карта сайта
Приветствуем вас на нашем портале Prolit Septo, здесь Вы прочтете актуальные и интересные новости: авто, науки, техногии, спорта, экономики и прочего.



Минэкономразвития признало необходимость антикризисных мер

ЭКОНОМИКА

Минэкономразвития признало необходимость антикризисных мер


Москва, Апрель 09 (Новый Регион, Татьяна Пашкова) – Правительство РФ готово принимать антикризисные меры, хоть и по-прежнему отрицает наличие экономического кризиса. Замглавы Минэкономразвития (МЭР) Андрей Клепач предлагает задействовать, как и в 2008 году, дополнительные доходы бюджета и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Кроме того, в МЭР говорят об изменении бюджетного правила, действующего с 2013 года, что может дать прирост ВВП, однако против этого выступает Минфин.

Кабмин 24 апреля на заседании будет принимать скорректированный прогноз экономического развития, пишет сегодня газета «Ведомости». Экономика в 2014 году, согласно этому прогнозу, вырастет на 0,5% вместо ожидавшихся в декабре 2,5%. Спад инвестиций будет еще глубже, чем в 2013 году, и затронет не только госсектор, но и частные капвложения. Рост потребления замедлится вдвое, отток капитала достигнет $100 млрд. Скажутся неопределенность, кризис доверия и существенное торможение кредитования нефинансового сектора, считает Андрей Клепач.

МЭР выступит с предложением переломить негативные тенденции при помощи модификации бюджетного правила. У госказны в 2014 году будут дополнительные доходы, пояснил Клепач: из-за более высокой инфляции и девальвации Минфин дополнительно получит почти 1 трлн рублей, из которых лишь около трети пойдет на замещение недополученных из-за стагнации поступлений НДС и налога на прибыль. Бюджетное правило, введенное в 2013 году, позволяет тратить дополнительные нефтегазовые доходы только на замещение нехватки прочих доходов и источников финансирования дефицита. Если же его модифицировать уже в этом году, то за счет бюджетного рычага ВВП вырастет до 1,1% и в дальнейшем выйдет на уровень роста мировой экономики, утверждает Клепач.

Цена вопроса – 0,5% ВВП ежегодно: сейчас правило ограничивает дефицит бюджета 1% ВВП, МЭР предлагает увеличить его до 1,5%.

Такой вариант не позволяет выполнить все майские указы президента, но часть задач решить получится, уверены в Минэкономразвития. Государственные капвложения поддержат инвестиции, выделенные ВЭБу средства помогут ускорить рост кредитования предприятий и рефинансировать их долги. Объем необходимых экономике инвестиций Клепач оценить затруднился, все зависит от того, сколько понадобится Крыму. Кроме того, дополнительные средства замминистра предлагает направить на высокотехнологичную медицину, сельское хозяйство и детсады.

Если меняется экономическая ситуация, должно меняться и применение бюджетного правила, считает Клепач: если государство не амортизирует удар, он придется по реальному сектору и населению. «Если мы сами себя лишаем этих амортизаторов и способов реакции, это путь мазохизма», – сказал он.

Против корректировки бюджетного правила выступает Минфин: оно существует только год и изменение лишь еще больше подорвет доверие бизнеса к экономической политике, считает министр финансов Антон Силуанов. А один раз подсадив экономику на госстимул, придется постоянно его увеличивать, опасается он.

Дополнительные 0,5% ВВП к дефициту бюджета – не такое большое увеличение госрасходов, чтобы говорить о значимом позитивном эффекте для экономики, считает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Меры по поддержке банков вряд ли повлияют на рост: речь о них зашла, потому что у госбанков назрела объективная потребность в докапитализации, в первую очередь из-за растущей просроченной задолженности, отмечает он. Госинвестиции в развитие инфраструктуры и производственные проекты окажут прямой, но незначительный эффект на рост. Доступные средства конечны, а резервы нужны для страховки от более существенных рисков – например, внешнеполитических или падения цены на нефть до $80 за баррель, говорит эксперт. Наращивание госрасходов не позволит преодолеть основное структурное ограничение – бизнес не хочет инвестировать, подытоживает Тихомиров.

Новая корректировка бюджета связана с ускорением оттока капитала и ухудшением спроса на российские энергоносители, в первую очередь на газ, поставляемый в Европу и Украину. Поступление прямых инвестиций в нефинансовый сектор российской экономики сократилось в сравнении с I кварталом более чем втрое – до $11,9 млрд, ссуд и займов (они формировали до половины роста внешних обязательств) – почти вчетверо, до $9,2 млрд; рост обязательств банковского сектора также сократился – в 3,5 раза до $2,1 млрд. В целом внешние обязательства банков и компаний выросли на $18,5 млрд.

Прямые инвестиции российских компаний за рубеж тоже сократились в 4,5 раза: капитал просто уходил в валюту – его чистый отток составил $51,6 млрд (чуть больше было за весь прошлый год). Покупки наличной валюты выросли на $19,6 млрд (годом ранее снизились на $1,9 млрд) – больше было только в IV квартале 2008 года.


18-05-2014, 19:32